Частный извоз официально берёт своё начало с 1639 года. Именно тогда английские коучмены учредили лицензию на пассажирские перевозки. Это было за двести лет до того, как были изобретены закрытые экипажи – кабриолеты. Извозчики на автомобилях стали появляться только в конце девятнадцатого – начале двадцатого века и долгое время они не имели чёткого названия. Но, современное название эта услуга получила только 22 марта 1907 года. Этим днем на улицы Лондона выехал первый автомобиль со счётчиком на приборной панели. Приборы называли таксиметрами, составив название из двух слов – французского «taхе» - «плата» и греческое «metron» - «измерение», с тех пор они значительных изменений не претерпели, так как тогда, и сейчас, они показывают расстояние, решают проблему оплаты проезда. Утверждения американцев, о том, что первый таксиметр появился в Нью-Йорке августе 1907 года, были признаны жульническими.
Лидирующие позиции по пассажирским перевозкам на такси в Европе и мире, сегодня занимает Вена. Плотность движения общественного транспорта в этом городе превосходит на семьдесят пять процентов средние показатели по Западной Европе и постоянно увеличивается на три процента в год. Установлено, что один житель Вены совершает около пятисот поездок ежегодно.
В столице Австрии добраться из одной части города до другой совсем не сложно. За одну поездку таксисту придётся заплатить от десяти до двадцати евро. Но здесь есть интересная национальная особенность. Голосовать на улицах бесполезно. Водитель остановит автомобиль только на стоянке или том месте, которое указано в заказе по телефону. Для поездки в аэропорт или из аэропорта, который находится на расстоянии двадцати километров от цента Вены, можно пользоваться специальными тарифами, и такая поездка обходится, вместе с учётом десяти процентных чаевых, примерно тридцать - сорок евро. В ночное время чуть дороже. Для заказа транспорта существуют специальные службы, даже для людей с дефектами слуха.
По городу курсируют сто пятьдесят эко - машин имеющих специальный зелёный значок - «Green Taxi». Они оснащены гибридными или газовыми приводами, не наносят ущерба среде обитания. Тариф на проезд в «зелёном» автомобиле не отличается от привычного транспорта. Конные экипажи ездят по Вене не реже, чем современные механизированные извозчики и развозят пассажиров.
Начавшийся в России 1906-1907 году модный бум на такси, с победой социалистической революции сошёл на нет. Это затрудняло передвижение людей по крупным российским мегаполисам. Поэтому в 1924 году для Москвы и Ленинграда закупили двести новеньких транспортных средств марок Fiat и Renault, курсировавших по улицам этих городов аж десять лет. Им на смену пришли советские машины «ГАЗ». В 1948 году их стали оформлять бросающимися в глаза «шашечками» и лампочками с зелёными стёклышками, сообщавшими, что транспорт свободен. С 1957 года вместе с легендарными «Победами» в таксомоторных парках начинают «трудиться» знаменитые «Волги», ставшие в последствие атрибутом советской действительности, и сегодня не потерявшими свою актуальность. Их и сейчас можно встретить на дорогах вместе с комфортабельными иномарками.
Сегодня все российские лицензированные такси обеспечены кондиционерами, системами контроля навигации, аудио и видео устройствами, поддержкой диспетчерской службы. Их парк растёт и регулярно пополняется новыми автомобилями, но их всё равно пока не хватает.
В 1914 году к началу Первой мировой войны в Париже уже было 1200 таксистов, которые вошли в героическую историю Франции. Осенью немецкие войска прорвали оборону и двинулись ускоренным маршем на Париж. Французское командование обратилось за помощью к таксистам. Их автомобили за одну ночь перевезли около семи тысяч солдат и офицеров на военный рубеж. Утром немцы оказались в затруднительном положении и были вынуждены отступить. Так была снята угроза оккупации Парижа, а таксистов стали величать героями войны.
|